УТАГАВА Хиросигэ I / UTAGAWA Hirosige I / 初代目歌川広重
Династия: | |
Годы жизни: | 1797 - 1858 |
Период: | |
Центр: |
Жил и работал в Эдо. Учился вначале у Окадзима Ринсая, затем у Утагава Тоёхиро. Под руководством Оока Умпо изу-чал живопись школы Нанга. Интересовался западным ис-кусством и искусством школы Сидзё. В 1831–1832 годах совершил путешествие по дороге Токайдо, после чего сделал знаменитую серию «Пятьдесят три станции Токайдо». Впоследствии много путешествовал по стране. Особенно прославился как пейзажист и мастер жанра «цветы-птицы». Широко известен на Западе.
Хиросигэ сделал около 20 серий, посвященных озеру Бива, изданных в различных форматах разными издательствами. Лучшая и наиболее известная серия, изданная Митая Кихати (Эйсэндо) в 1830–1835 годах в большом формате (обан, ёко-э), с легкой подцветкой, по мнению некоторых крити-ков, выше по качеству, чем знаменитая серия «Большое То-кайдо» (издательство Хоэйдф, 1834). Считается, что серия «8 видов Оми», изданная Хиросигэ в 1825 году, была первой пейзажной серией художника. В размере т б а н (размер гравюры ГМИИ) нам известны две серии: одна издательства Мураити – 1848 года; другая издана в начале 1830-х без указания издательства. В собрании Музея имеется только одна гравюра из этой серии. Серия, к которой принадлежит гравюра из ГМИИ, по-види-мому, редкая, так как из всех доступных нам книг она упо-мянута и воспроизведена лишь в каталоге, посвященном коллекции Хаппера – первой значительной коллекции про-изведений Хиросигэ – распроданной в Лондоне в 1909 году; это событие стало сенсационным и сделало Хиросигэ популярным художником. В этом каталоге воспроизведены все 8 гравюр серии, но год издания не указан. (На некоторых воспроизведенных листах стоит штамп издателя: Сэнити (Идзумия Итибэй) и цензора – кивамэ.
На гравюре из ГМИИ, как и на листах из коллекции Хаппера – стихи; однако на ней отсутствует неопределенный геометрический узор, по которому написаны стихи (на гравюрах из коллекции Хаппера). Это позволяет предположить, что гравюра из ГМИИ принадлежит к одному из поздних изданий. Рисунки к гравюрам этой серии сделаны Хиросигэ по образцам, а не с натуры. Трактовка пейзажей напоминает традиционные ландшафты «горы-воды» школы Канф, с характерной для них так называемой «угловой композицией».
стр.340 том 2
Страница
Серия Цветы-птицы, разные серии После 1832 А-27385 |
Возвращение парусных лодок в Ябасэ Ок. 1830-х А-29177 |
Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-723 |
Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-733 |
Серия Знаменитые места восточной столицы 1833 А-18898 |
Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-753 |
5. Красные клены у храма Кайандзи Серия Знаменитые места восточной столицы Ок. 1833 А-32101 |
Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-711 |
Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-727 |
21. Марико. Знаменитый чайный дом. Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-728 |
3. Кавасаки. Переправа в Рокуго. Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-712 |
Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-747 |
41. Наруми. Ткани знаменитого города Аримацу. Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-748 |
42. Мия. Синтоистский праздник в Ацута Серия 53 станции дороги Тōкайдō 1833–1834 А-749 |