Японская гравюра XVIII - XIX вв. из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

КАТАЛОГ

ЖАНРЫ

ХУДОЖНИКИ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О ПРОЕКТЕ

РАННИЙ ПЕРИОД (XVII - СЕРЕДИНА XVIII ВВ.)

Начало ХVII в. характеризуется появлением иллюстрированных ксилографических книг, издававшихся массовыми тиражами. В этих изданиях текст и иллюстрации печатались черным цветом. Первые станковые гравюры были также черно-белыми, потом их начали слегка подкрашивать от руки киноварью (тан-э), позднее гравюры подкрашивались тёмно-красной (бэни-э)  или черный цвет печати оттенялся черной плотной краской от руки (уруси-э) ,что создавало эффект покрытия черным лаком. Первые оттиски с использованием красного  цвета (бэнидзури-э) появились в середине 18 века. Постепенно число досок для цветной печати увеличивалось, и в 1765 г. появились первые многоцветные гравюры, получившие название «парчовые картины» (нисики-э).

С именем Xисикава Моронобу связано появление станковой гравюры на отдельных листах итимай-э, а так же становление жанра бидзин-га (изображения красавиц).

В первой половине XVIII в. одной из крупнейших школ живописи укиё-э стала династия Кайгэцудо. Мастера этой школы создавали живописные портреты куртизанок в полный рост в ярких красочных костюмах. Это были изображения, служившие своего рода рекламой знаменитых красавиц, популярных обитательниц «веселых кварталов».

Художник Окумура Масанобу (1686-1764), прозванный Гэнроку, был первым художником, активно внедрявшим цветную печать, после её введения в 1741году, в противовес подкраске от руки. Среди его других нововведений в укиё-э – хасира-э (гравюры  узкого и длинного формата), уки-э (композиционный приём в живописи и гравюре, позволявший делать перспективные построения пространства)

Страница