Укиё-э – это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир», или «юдоль скорби», «изменчивый мир». В конце ХVII века укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и наслаждений. Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века. Главными героями гравюр укиё-э становятся представители третьего сословия – куртизанки, актёры, борцы сумо, персонажи пьес японского театра, герои легендарных историй.
Одним из самых популярных развлечений городской жизни становится театр кабуки. В крупных городах Японии, таких как Эдо, Осака, Киото, различные труппы кабуки располагались, как правило, в одном квартале. Рост популярности театра способствовал развитию жанра театральной гравюры. Помимо различного рода служебной театральной графики – плакатов, программок, афиш с текстом, написанным своим особенным стилем, становятся популярными изображения самих актёров. Они, как и куртизанки, становятся законодателями моды. Зрителям интересны не только изображения актёров в различных ролях, но и их жизнь за кулисами (так называемые сцены в зелёных комнатах), досуг и развлечения.
В конце ХVII – начале ХVIII в. выдвигается художественная династия Тории; её глава – Тории Киёнобу (1664–1729). Главная тема художников династии Тории – театр кабуки – находит воплощение в станковых гравюрах с изображениями актёров, других видах ксилографических изданий, связанных с театром (афиши, программки спектаклей). Художники династии Тории активно используют нововведения в технике ксилографии (бэни-э и уруси-э). Из учеников Тории Киёнобу наиболее известны Тории Киёмасу (1694–1716) и Тории Киёмицу (1735–1785). Художники этой династии создали свой особый стиль изображения актёров – одно-, двух- или трёх-фигурные композиции, запечатлевшие актёров в эффектных сценических позах, на нейтральных фонах. Для художников династии Тории главным было передать атмосферу театра, запечатлеть актёра в кульминационной сцене пьесы.
Особняком в истории японской гравюры стоит творчество Тосюсая Сяраку (работал в 1794–1795 гг.). В течение нескольких месяцев из мастерской известного издателя Цутая Дзюдзабуро выходит более 140 театральных гравюр этого мастера – портретов актёров театра кабуки в различных ролях; затем художник внезапно исчезает. Все его работы отмечены высоким мастерством. Острая характерность, граничащая с гротеском, сознательное искажение пропорций фигур, жестов, черт лица придают его персонажам необычайную выразительность. Гениальный и загадочный художник Тосюсай Сяраку полностью изменил представление о театральных гравюрах, создав свой стиль актёрских портретов с нарочито утрированным выражением лиц: за плотным слоем грима вдруг стали угадываться характеры не персонажей, но самих исполнителей.
Вслед за Сяраку к погрудным портретам (окуби-э) обращаются художники династии Кацукава и во второй половине XVIII века занимают лидирующие позиции в сфере театральной гравюры. Основатель династии – Кацукава Сюнсё (1726–1792), развивая жанр театральной гравюры, вводит в обиход два её типа: первый – парадные портреты актёров в статичных позах на фоне театральных занавесов, и второй – актёры в гримёрных (зелёных комнатах), в интимной обстановке, не предназначенной для посторонних глаз. Попытка увидеть за маской грима внутренний мир актёра характерна и для других мастеров династии Кацукава (Кацукава Сюнтё, Кацукава Сюнэй) и их современников (Иппицусай Бунтё).
В XIX веке главной династией театральных художников становится династия Утагава. Утагава Тоёкуни I (1769–1825), возглавивший династию в конце XVIII – начале XIX века, славился своими театральными портретами актёров в рост на нейтральном фоне, а также своими гравюрами. Утагава Кунисада (1786–1864), глава династии в первой половине XIX века, усложнил композицию гравюр. Это было также связано и с развитием сценографии театра кабуки. Декорации становятся сложными, с использованием ландшафтных планов, трюковых и иллюзионистических эффектов. Утагава Куниёси (1797–1861), другой ведущий мастер этой же династии, вначале работал в жанре театральной гравюры, но затем стал более известен как автор батальных сцен и портретов воинов.
Страница
Вид горы Атагояма в Тото (Эдо) Ок. 1771-1772 А-33732 |