Японская гравюра XVIII - XIX вв. из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

КАТАЛОГ

ЖАНРЫ

ХУДОЖНИКИ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О ПРОЕКТЕ

воины

Укиё-э – это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир», или «юдоль скорби», «изменчивый мир». В конце ХVII века укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и наслаждений. Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века. Главными героями гравюр укиё-э становятся представители третьего сословия – куртизанки, актёры, борцы сумо, персонажи пьес японского театра, герои легендарных историй.

Жанр изображения воинов самым непосредственным образом связан с литературной традицией, ещё со Средних веков сохранившей красочные описания легендарных воинов, их жизней и знаменитых сражений. Ещё на живописных свитках, посвящённых тем или иным воинам, а также на ширмах со сценами великих сражений были запечатлены ключевые сцены, описанные в многочисленных повествованиях гунки. Эти сцены появляются в качестве иллюстраций и в печатных иллюстрированных книгах э-хон, а затем в пьесах театра кабуки. Если в XVIII веке на гравюрах изображались главным образом актёры в ролях воинов, то с начала XIX, с введением цензорских эдиктов на изображения актёров и куртизанок, на первый план выходят портреты самих воинов.

Этот жанр всячески поощрялся правящей династией Токугава, так как он способствовал распространению неоконфуцианских ценностей, поддерживаемых сёгунатом. Помимо батальных сцен, распространяется тип портретов-биографий, в которых рядом с портретом воина размещался пространный текст с его биографией.

Одним из самых известных художников, работавших в жанре муся-э, был Утагава Куниёси, прозванный за это муся но Куниёси, или Куниёси, изображавший воинов.

Страница