
Укиё-э – это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир», или «юдоль скорби», «изменчивый мир». В конце ХVII века укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и наслаждений. Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века. Главными героями гравюр укиё-э становятся представители третьего сословия – куртизанки, актёры, борцы сумо, персонажи пьес японского театра, герои легендарных историй.
Серия гравюр «Канадэхон Тюсингура» связана с одноимённой пьесой театра кабуки и посвящена известной истории о сорока семи преданных самураях, после гибели своего хозяина ставших ронинами, или воинами без сюзерена. Ронины вынашивали план возмездия несколько лет, напали на замок виновника гибели их хозяина, отрубили ему голову и затем возложили её на могилу своего покойного предводителя.
В основу пьесы легли реальные события, имевшие место в 1703 г. История мести 47 самураев послужила материалом для множества пьес театра кабуки, но самой популярной была пьеса «Канадэхон Тюсингура», написанная в 1748 г. драматургами Такэда Идзумо, Намики Сэнрю и Миёси Сёраку.


Поскольку в период Эдо (1603–1867) в Японии было строжайше запрещено изображать исторические события недавнего прошлого, действие пьесы было перенесено в XIV век (пер. Камакура), а имена всех известных героев слегка изменены, но достаточно созвучны подлинным именам, чтобы быть легко узнанными публикой.
Пьеса неоднократно иллюстрировалась в гравюре укиё-э многими крупнейшими художниками, такими как Китагава Утамаро, Утагава Тоёкуни, Утагава Куниёси, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ. Каждый трактовал тему в своем стиле, обращая внимание на театральное действие, на сюжет, на пародирование известных сцен или делая акцент на пейзажных фонах.
Страница
![]() |
11 акт пьесы Тюсингура "Нападение на замок" До 1842 (1845) А-30324 |