Японская гравюра XVIII - XIX вв. из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

КАТАЛОГ

ЖАНРЫ

ХУДОЖНИКИ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О ПРОЕКТЕ

ТЕХНИКА КСИЛОГРАФИИ

Техника ксилографии, или печати с деревянных досок пришла в Японию из Китая около VII века н.э. вместе с распространением буддизма. Печать с деревянных досок использовалась при изготовлении чёрно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых и при иллюстрировании текстов сутр, но своего подлинного расцвета ксилография достигла лишь в XVIII–XIX столетиях.

В процессе создания японской цветной гравюры на дереве, или ксилографии, участвовали художник, резчик и печатник. Важная роль принадлежала также издателю, изучавшему спрос и определявшему тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял на характер издания, приглашал художника, резчиков и печатников для выполнения работы.

Создание ксилографии начиналось с того, что художник делал рисунок (сита‑э) кистью, чёрной тушью на тонкой бумаге. Эскиз корректировался автором многократно, утверждался издателем, а позднее и цензором. Затем выполнялся окончательный вариант композиции, который предназначался для копирования на доске уже с марками издателя, цензора, подписями автора (хансита-эхан).

Photo1

Photo2

Photo3 

Фото 1

 Фото 2

 Фото 3

На следующей стадии – изготовлении основной доски (омохан) – в работу включался резчик-гравёр. Рисунок наклеивался (Фото 1) лицевой стороной вниз на подготовленную нужного размера доску из горной вишни. Все линии были чётко видны, но в зеркальном отражении (Фото 2). Резчик изолировал области чёрного цвета контурным ножом, обрезая линии рисунка с высочайшей точностью (Фото 3). Все места, которые должны были остаться неокрашенными или печатались другими красками, выскребались специальными резцами разной толщины.

Photo4

Photo5

По этим отпечаткам художник различал, в каких местах листа будут использованы другие краски. С отпечатка, выполненного с главной, ключевой доски, вырезались остальные доски (кёōгōсури). Для каждого цвета соответственно вырезалась отдельная доска (Фото 4). На основании разметки резчики изготовляли отдельные доски для каждой краски. На каждой доске вырезались так называемые отметки совмещения (кэнтō),

Фото 4

Фото 5

 

а на углах в нижней части каждой доски вырезались невысокие выступы в форме буквы L (Фото 5), фиксировавшие положение бумажного листа при печати, что и обеспечивало точное попадание последовательно печатавшихся цветов на каждом оттиске.

В студийной системе производства гравюры среди резчиков существовала узкая специализация, свидетельствовавшая о квалификации мастера. Гравёры делились на три категории: касирабори – мастера высшего разряда, специализировавшиеся на изображении лица, причёски и пр., затем – дōбори, вырезавшие менее сложные линии тела и костюмов, и, наконец, ханчия – подмастерья-досочники.

Photo6

Photo7

Photo8

 Фото 6

 Фото 7

 Фото 8

В конце концов набор из нескольких готовых досок переправляли печатнику, который наносил на каждую доску краски (Фото 6). После этого мастер накладывал бумагу на каждую из вырезанных досок (Фото 7) и делал оттиски вручную при помощи специального овального плоского валика барэн (Фото 8). Краски для печати на гравюрах были минерального или растительного происхождения на водяной основе с добавлением рисовой пасты и кроличьего мездряного клея в качестве связующего вещества. Бумага васи, или японская бумага, на которой делали оттиск, была ручного отлива, длинноволокнистая, более плотная, чем та, на которой делали первоначальный рисунок и предварительный оттиск. В её состав входила обработанная пульпа бумажной шелковицы (кōдзо), растительная проклейка, известь и измельчённые раковины, придававшие бумаге дополнительную белизну. Существовало множество разновидностей бумаги васи: для обычных гравюр использовалась бумага более низкого качества, изготавливавшаяся из японского бересклета маса, в состав которой входило также текстильное волокно (рами) из дикорастущей крапивы, а для гравюр, выполненных по специальному заказу, использовалась плотная бумага высшего качества хōсёгами, в которой содержание пульпы кōдзо составляло сто процентов.

Традиционно печатали до двухсот оттисков с каждой композиции, в зависимости от последующих продаж тираж гравюры мог допечатываться. Впоследствии в случае необходимости стёршиеся линии на досках корректировались и подрезались.

Общий контроль над всем процессом создания ксилографии – от рисунка и последующего производства до продажи и распространения – осуществлял издатель.

Техника была основана на точности и жёстком линеарном исполнении рисунка, не допускавшем никаких живописных размывов кисти. Традиционность художественного языка, условия, которые диктовала техника ксилографии, студийный процесс, когда работа разделялась на несколько этапов, – всё это вместе взятое обеспечивало изобразительную логику элементов линии, пятна и орнамента.

АЙНУРА ЮСУПОВА

Фотографии любезно предоставлены для использования на сайте японской гравюры ГМИИ им.А.С. Пушкина Институтом изучения гравюры Адати©