Японская гравюра XVIII - XIX вв. из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

КАТАЛОГ

ЖАНРЫ

ХУДОЖНИКИ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О ПРОЕКТЕ

МАРКИ И НАДПИСИ НА ГРАВЮРЕ

Имя актёра «Накамура Сикан IV» Имя персонажа «Шут (тайкомоти) Дзякухати»
Печать цензора «аратамэ, [год] Петуха –VII [месяц]» Художник «картина Тоēкуни» [Утагава Тоēкуни III (Кунисада I)]
Издатель «издательство Идзуцуя»
Название серии «Нивака» Резчик «Хори (син?) тё»

В процессе создания каждой японской гравюры участвовало несколько человек – художник, резчик, печатник, чьи подписи или марки часто указывались на листе.

Как правило, на гравюрах указывались торговые марки издателей, выпустивших гравюру.

Кроме того, на гравюрах есть надписи, часто в декоративных колофонах, с указанием серии, к которой относится гравюра, именем персонажа – куртизанки, актёра, воина и т.д.

С введением цензуры в 1790 году в Японии была введена система цензорских отметок, просуществовавшая вплоть до 1875 года. Со временем цензура становилась все строже. Были введены именные цензорские марки, марки с датами, затем двойные именные цензорские марки. Благодаря этим цензорским печатям современные исследователи могут точно датировать ту или иную гравюру XIX века.

На данной гравюре колофон (в левом верхнем углу) выполнен в виде бумажного фонаря.

В правом верхнем углу в прямоугольном колофоне красного цвета указано имя актёра, а рядом, в жёлтом колофоне указано имя персонажа, в роли которого выступает актёр в пьесе.

В нижнем правом углу в декоративном картуше красного цвета указано имя художника Тоёкуни III, который также известен под именем Кунисада I.

Цензорская круглая марка (над именем художника) состоит из иероглифов, указывающих, что гравюра проверена цензором, и даты, обозначающей год и месяц цензорской проверки.

Слева от подписи автора стоит марка издателя, а под именем автора в жёлтом картуше марка резчика, перенёсшего рисунок на доску.